Антон Чехов
РЕПЕТИТОР
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво
подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике,
пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и
лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.
Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым,
Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть
рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил
его в I класс, но Петя порезался.)
— Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу.
— Вам задано четвертое склонение. Склоняйте fructus!
Петя начинает склонять.
— Опять вы не выучили! — говорит Зиберов, вставая. — В
шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда же,
наконец, вы начнете учить уроки?
— Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий
голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов. —
Опять? Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор Алексеич?
Ведь и вчерась порол!
И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и
засматривает в истрепанного Кюнера. Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце.
Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский
азарт, ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его.
Ему даже досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему
этот Петя!
— Вы даже второго склонения не знаете! Не знаете
вы и первого! Вот вы как учитесь! Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от
meus filius 1?
— От meus filius? Meus filius будет... это
будет...
Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но
не дает ответа.
— А как будет дательный множественного от dea 2?
— Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя.
Старик Удодов одобрительно кивает головой. Гимназист,
не ожидавший удачного ответа, чувствует досаду.
— А еще какое существительное имеет в дательном abus? —
спрашивает он.
Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере.
— Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — Алон...
трон... бонус... антропос... Премудрость! И всё ведь это нужно! — говорит он со
вздохом.
«Мешает, скотина, заниматься... — думает Зиберов. —
Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля!» — Ну-с, — обращается
он к Пете. — К следующему разу по латыни возьмете то же самое. Теперь по
арифметике... Берите доску. Какая следующая задача?
Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель
берет задачник и диктует:
— «Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за
540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило
5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не
говоря, начинает делить 540 на 138.
— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем,
так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я
разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро
стирает.
«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея.
— Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не
арифметическая»...
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить
540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».
— Решайте же! — говорит он Пете.
— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! —
говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает
решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая,
— говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить.
Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот
что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...
Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба
они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится,
встает и начинает ходить из угла в угол.
— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов,
протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте видеть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и
63, что и нужно было.
— Вот-с... по-нашему, по-неученому.
Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием
сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с
четвертью — целая вечность!
— Теперь диктант.
После диктанта — география, за географией — закон
божий, потом русский язык, — много на этом свете наук! Но вот, наконец,
кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку
и прощается с Удодовым.
— Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег?
— просит он робко. — Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за
шесть месяцев.
— Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на
Зиберова. — С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через
недельку... или через две...
Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые,
грязные калоши, идет на другой урок.
Решение алгебраическое от УБ.
Решение арифметическое (попробуйте сами)